15, Январь 2021

«Логисты готовы активно переходить к роботизации»

О перераспределении товаропотока в пандемию, цифровых платформах и технологиях контроля перевозок РБК+ рассказала директор по развитию ИТ-компании «Умная логистика» Ольга Бабаева.

— Оптимизация производственных ибизнес-процессов— один изглобальных трендов. Акакие направления оптимизации видны нарынке логистики?

— Прежде всего, это необходимость управлять основными информационными потоками. Ведь управление цепями поставок включает всебя процесс планирования поставок сырья ивывоза готовой продукции. Для оптимизации всей цепи любой компании сегодня нужно оцифровать свои процессы иуправлять ими автоматически повсей цепочке.

— Объем грузоперевозок впериод пандемии упал, новырос спрос налогистические онлайн-сервисы. Почему это произошло?

— Вовремя пандемии перевозки сместились всторону наземного транспорта, ав FMCG-секторе потоки смарта 2020 года неснижались, аувеличивались. Внашей системе происходит более 1млн сделок вгод, ипадения объемов автомобильных перевозок мыне наблюдаем.

Что касается интереса кплатформам вцелом, тоавтоматизация оказалась очень актуальной темой сраспространением удаленки. Ввопросах цифровизации вообще начался переход отслов кделу. Мыв «Умной логистике», всвою очередь, старались решить как можно больше бизнес-задач пользователей.Так, внедрили технологию автоматического распределения транспорта для квалифицированных поставщиков, дали возможность управлять тарифами, сроками иобъемами доставки грузов, реализовали систему проведения аукционов итендеров, определения выбора перевозчика посоотношению цены икачества. Угрузовладельцев также появилась возможность вреальном времени отслеживать закрытие рейсов. Наконец, наиболее гибкая идея для рынка впандемию— мобильное приложение «Умный водитель». Оно позволило клиентам контролировать транспортировку груза смомента подтверждения водителем рейса дополной выгрузки машины спередачей документов напрямую отводителя, аслужбам безопасности быстрее проводить проверки водителей.

Большой спрос наTMS-системы ионлайн-платформы произошел ипотому, что крупный грузовладелец может допустить кперевозкам непроверенную транспортную компанию, абез специальной системы ив условиях удаленной работы сотрудникам проверять контрагентов становится труднее. Внашей системе улогистов есть возможность занесколько секунд получать полное досье наконтрагента ив режиме реального времени— документы перевозчика— например, водительские удостоверения, доверенности ибухгалтерские документы. Важно, чтобы эти документы нетерялись ихранились вэлектронном архиве спривязкой кконкретным перевозкам.

— Насколько актуально для крупных предприятий использование своих логистических платформ? Выгодноли имсамостоятельно заниматься ихразработкой или проще воспользоваться готовым профессиональным решением?

— Есть разные подходы. Крупные предприятия ранее создавали свои системы— сличными кабинетами для перевозчиков. Ночтобы платформа соответствовала потребностям транспортной логистики, необходимы очень серьезные ресурсы иинвестиции вразработку, поддержание иобучение персонала. Чтобы построить специальную платформу, нужна соответствующая экспертиза, которой обладают далеко невсе.

Соответственно, многие предприятия поняли, что имлучше заниматься основной деятельностью, например, производством стирального порошка— истали отказываться отсобственных платформ впользу готовых профессиональных решений. В«Умной логистике» клиентам нравится нетолько продукт, нои логистическая экспертиза команды бизнес-аналитиков, архитекторов, инженеров ипрограммистов. Сточки зрения экономической эффективности пользователям проще работать ссистемой, поддерживающей единый сервис для грузовладельцев иперевозчиков— это дешевле, так как инфраструктура находится водном месте, функционал постоянно обновляется, азащита информации иотказоустойчивость обеспечиваются помеждународным стандартам.

Наконец, мывнедряем индивидуальные решения под нужды каждого клиента, иэто всегда выгоднее, чем содержать собственную ИТ-команду.

— Как крупные компании интегрируют «Умную логистику» суже работающими системами?

Очень просто. Унас есть готовыйAPI, тоесть реализована возможность двусторонней интеграции слюбыми сервисами.Так, можно настроить интеграцию «Умной логистики» ссистемами, которые сотрудники ивладельцы компании используют вповседневной работе:SAP, Oracle, продукты «1С», PowerBI, CRM- иBPM-системы.

— Какие технологии позволяют контролировать каждый этап грузоперевозок?

— Во-первых, это трекинг транспорта иотслеживание сроков доставки. Нашим пользователям эта технология дает целый ряд преимуществ: позволяет нивелировать риски исокращать убытки отштрафов ипретензий клиентов заопоздания исрывы перевозок. Речь идет осущественной экономии, ведь, скажем, вторговых сетях средний размер штрафа заопоздание наразгрузку составляет от500тыс.руб. закаждую перевозку. Кроме того, технологии позволяют повысить показатель сервиса доставки минимум до98%.

— Агрегация предложений— один из главных трендов развития цифровых платформ. Как это работает влогистике?

— Спомощью внедрения сразу нескольких технологий. Во-первых, тендеров, накоторых участники смогут найти неменее десяти надежных альтернативных поставщиков транспорта порезультатам лишь одного проведенного тендера. Во-вторых, спомощью аукционов ипрямых заказов. Эти технологии позволяют снизить затраты натранспортную логистику насуммы начиная с300тыс.руб. вмесяц идо более чем 15млнруб. вгод. Важна также технология электронного документооборота влогистике. Цифровой обмен документами иих подписание между заказчиком ипоставщиками транспорта дает возможность сократить до70% трудозатрат специалистов пологистике наоперационные процессы, снизить затраты наФОТ навеличину до20%, аналоговую нагрузку— навеличину до9%.

Кроме того, технология поиска заказчиков иперевозчиков поконкретным направлениям итехнология сфункционалом аккредитации дают пользователю TMS-систем возможность увеличить скорость поиска икачество привлекаемых поставщиков, которые подходят точно под критерии компании. Кроме того, стоит иметь ввиду, что трудозатраты напереговоры, проверку изаключение договора сократятся минимум втри раза. Новые возможности бизнесу также дают расчет, анализ ипрогнозирование тарифов наперевозки спомощью технологий обработки больших данных. Речь опостроениях отчетов любой сложности наоснове рыночных данных буквально заминуту. Поскольку вся аналитика находится под рукой, трудозатраты наее подготовку снижаются стрех часов доупомянутой минуты. Технология обработки больших данных также обеспечивает прозрачность, контроль ипринятие правильных решений вонлайн-режиме.

— Если воспринимать логистические онлайн-сервисы как единую экосистему, тоиз каких элементов она должна состоять?

— Эти элементы— заказчики груза, грузовладельцы, экспедиторы как поставщики транспорта, владельцы автомобилей иводители. Втакой экосистеме важно, чтобы все участники были ведином информационном поле. Экосистема «Умной логистики» позволяет быстро реагировать, получать обратную связь врежиме реального времени ипринимать управленческие решения накаждом этапе, если что-то влогистике начинает сбоить. Помимо этих внешних «этажей», есть еще внутренние, где логистические сервисы позволяют повысить эффективность взаимодействия подразделений внутри компании. Скажем, напроизводстве есть рейсы как поотгрузке товаров, так ипо поставке сырья. В«Умной логистике» можно увидеть момент заказа сырья, его поступления напроизводство, планы поотгрузке партии готовой продукции изаказам наближайшие недели.

— Как происходящие процессы вовнешней среде, наваш взгляд, изменят логистический рынок вбудущем?

— Поставщики транспорта зарамками экосистем будут нестоль востребованы, так как несмогут быстро реагировать. Весной многие компании перешли наудаленку, итренд продолжится переводом сотрудников напостоянную дистанционную работу. Это позволит сокращать затраты наофисы иповлечет дальнейшую автоматизацию грузоотправителей ипоставщиков транспорта. Мыэтот тренд поддерживаем, давая возможность общаться участникам рынка вспециальных внутренних мессенджерах. Все мировые логистические мероприятия— конференции, круглые столы ипереговоры— переходят вонлайн-формат, имы также стараемся следовать этой тенденции. Например, проводим собственные отраслевые ивенты, запускаем образовательные проекты. Кроме того, каждый сотрудник сейчас должен быть мобилен, изаказ перевозок тоже начнет перетекать вмобильные устройства. Наша компания поэтому поводу разрабатывает отдельное приложение для смартфонов ипланшетов «Умный логист».

Если говорить глобально, товсе процессы сручным трудом вскоре заменят роботы, ачеловеку останется ихтолько контролировать. Засчет этого руководство компаний сможет минимизировать число человеческих ошибок, снизить затраты иуменьшить налоговую нагрузку.

Источник